Встреча с Натальей Рязанцевой

24.04.2014 08:47  678 Версия для печати
Раздел: Культура
Встреча с Натальей Рязанцевой

В последний день майских праздников, 11-го числа, посетители и члены киноклуба «Современник» встретятся с замечательным мастером кинодраматургии Натальей Рязанцевой.

Правнучка Тамбовского, Симбирского и Рязанского губернатора, она родилась в Москве. Поступив во ВГИК в 1955-м, на заре оттепели, училась в мастерской мэтра сценарного дела Е.И.Габриловича. В среде тогдашних вгиковцев формировалось то мировосприятие, что воплотилось вскоре в кино «шестидесятников». Лидером поколения стал Геннадий Шпаликов, во многом чужой для столичной богемы. «Это был такой странный роман, не студенческий, старомодный роман. Гена сразу сделал предложение, – вспоминает Наталья Борисовна. – Мы поженились в 59-м, а в 61-м наш студенческий «экспериментальный» стал трещать по швам…» Завершение учёбы совпало с распадом семьи.

Шпаликовские «Застава Ильича» и «Я шагаю по Москве» знаменовали новую эпоху. Наталья сыграла в «Заставе» эпизодическую роль «надменной девушки» в знаменитой сцене вечеринки, с участием А.Тарковского, О.Гобзевой, А.Кончаловского, П.Финна. А через пару лет Лариса Шепитько, однокурсница Рязанцевой, поставила по её (с Валентином Ежовым) сценарию психологическую драму «Крылья» – о судьбе фронтовички, разминувшейся с молодым поколением.

Вскоре несколько новелл начинающей писательницы, лёгших в основу её следующего сценария, увлекли выпускников Высших режиссёрских курсов Игоря Масленникова и Илью Авербаха. Их лирическая комедия «Личная жизнь Кузяева Валентина» вышла в 1968 году (она включена в программу предстоящего вечера). Семейно-творческий союз Рязанцевой с Авербахом привёл в дальнейшем к появлению таких знаковых картин 70-80-х годов, как «Чужие письма» и «Голос». При том, что, по её словам, познакомились они за карточным столом, им выпала та дальняя – на два десятилетия – дорога, которую они прошли вплоть до кончины режиссёра в 1986-м. Стоит напомнить: имя Ильи Александровича Авербаха дорого для нас не только ценностью его вклада в киноискусство, но и принадлежностью к почтенному рыбинскому роду.

 Годы плодотворной работы убедили кинодраматурга в том, что настоящее произведение экранного искусства рождается лишь при сотворчестве духовно и душевно близких людей. Наверное, самый пронзительный фильм по её сценарию – при всех трудностях совместной работы – поставила Кира Муратова. Волнующая сложность отношений немолодой матери и сына-подростка передана в «Долгих проводах» искуснейшим языком кино, без какого бы то ни было нажима и назидания.

Разносторонний мастер слова, Наталья Рязанцева написала за полвека множество статей, рассказов, эссе  и, конечно, сценариев разных жанров, в том числе почти два десятка, поставленных в кино и на телевидении. Давно ставшая признанным классиком, она теперь с головой ушла в педагогическую деятельность: в ранге профессора руководит мастерской во ВГИКЕ, преподаёт будущим сценаристам на ВКСР, ведёт семинары и мастер-классы. Недавно аудитория киноклуба познакомились с самооценкой начинающих кинематографистов. Теперь возникает возможность вновь прикоснуться к «золотому веку» нашего кино, а также услышать оценку нынешних тенденций, но уже с другой стороны – с позиций наставника творческой молодёжи.


Комментарии (всего 0)
Добавление комментария
показать другую картинку
Добавить комментарий


Другие новости рубрики «Культура»:

Система Orphus


Архив новостей