Верность долгу

04.05.2012 [16:07]

1616 Версия для печати
Раздел: Молога
Верность долгу

Иногда спрашивают: что представляет собой Прозорово Брейтовского района Ярославской области? Приходится отвечать, что Прозорово — населенный пункт из двух сел, разделенных маленькой, но замечательной речкой Редьмой. На левом берегу ее находится село Рождествено, на правом — село Михайловское. Редьма замечательна тем, что никогда не пересыхает, потому что рождена ключами, а когда ее не загрязняют, что обычно бывает зимой, вода в ней чистая и вкусная.

Красиво, рассказывают, раньше было Прозорово, и красоту ему в основном придавали две церкви: Рождественская — в честь Рождества Христова, и Михайловская — в честь Михаила Архангела, построенная графом А. И. Мусиным-Пушкиным. Церкви были ограждены, а в оградах — порядок, зеленые насаждения, цветы. В церквах — чистота. Пение хора создавало торжественное настроение верующим. С улицы церкви блистали главами куполов и белизной стен. На перекрестках улиц Михайловского стоял памятник царю-освободителю Александру II.

Справка:

Церковь Михаила Архангела

Церковь Троицы в Прозорве на северо-западной окраине бывшего Мологского уезда построена в 1810 году "тщаеньем графа А.И. Мусина-Пушкина". Колокольня и храмовая часть с необычной прямоугольной апсидой оформлены ордерными эллементами; трапезная перестроенная в 1876 году, несёт детали "истроических" стилей. Высокая, не лишённая благородства пропорций храмовая часть памятника, состоящая из поставленного на куб восьмигранного светового фонаря, восходит своими формами к середине ХVIII века и кажется здесь немного архаичной.

Когда расстреляли последнего священника (в 1937 году), церковь была закрыта на долгие годы. До 1999 года в ней находился склад Брейтовского РАЙПО. К тому времени великолепные полы из чугунных плит были разобраны местными жителями для мощения дорожек в огородах, к алтарю церкви примыкала баня с близлежащего участка. Алтарные иконостасы были разбиты и разобраны, икон не сохранилось, фрески были соскоблены, стекол в окнах не было.

Своё второе рождение храм обрёл в 1999 г., по инициативе сельчан был организован Церковно-приходской Совет, который на своем собрании решил, что храм должен быть передан под Богослужения, а не простаивать, разрушаясь. Инициаторами второго рождения храма были Лев Клюкин со своей супругой Софией и священник Брейтовского района иерей Георгий Филимонов. В том-же году окна были для начала затянуты плёнкой, были сделаны деревянные полы, и построен иконостас в левом пределе зимней части храма. 21 ноября 1999 года по новому стилю (в престольный праздник Храма) иереем Георгием Филимоновым была отслужена первая Божественная Литургия после продолжительной разрухи и разорения храма. Храм зажил новой жизнью. В данное время храм полностью восстановлен.

Прозорово, Церковь Михаила Архангела
Прозорово, Церковь Михаила Архангела

В Прозорове велась оживленная торговля: было четыре магазина, четыре чайных-столовых, пекарня; по воскресеньям — базары. Устраивались и ярмарки. Старожилы говорят, что на ярмарки приезжали даже индийские купцы.

Были кузницы, маслобойка, кирпичный завод несколько мастерских. Особенно выделялась столярная и художественная мастерская Федора Васильевича Рябова. Хозяин был не только хорошим столяром, но и талантливым художником-самоучкой. Он писал иконы и портреты, восхищающие мастерством и изяществом изображения.

С установлением Советской власти, как и всюду в России, начинает угасать торговая жизнь Прозорова, исчезают базары; у владельцев отбираются магазины, чайные-столовые, пекарня, мастерские; разрушается памятник царю-освободителю. Начинаются гонения и репрессии на хозяев предприятий, на служителей церкви и верующих.

В 1931 году, из-за отказа опасающегося репрессий священника продолжать службу, закрывается Рождественская церковь, построенная еще в начале XVIII века. Имущество ее, представляющее наибольшую материальную ценность, забирается органами власти, а остальное — растаскивается мародерами. Уничтожаются ценнейшие книги исторического и церковного содержания, хранившиеся в храме. Затем церковь превращают в склад, а в 1953 году полностью разрушают, якобы с целью строительства мастерских МТС.

Михайловская церковь действовала дольше Рождественской — до 26 октября 1937 года. Очевидно, потому, что ее настоятель — протоиерей отец Александр (в миру — Александр Васильевич Петропавловский) — был до конца верен долгу священника.

Александр Васильевич Петропавловский родился 14 марта 1884 года в городе Ярославле. В 10-летнем возрасте он лишился отца, и семья оказалась в очень тяжелом материальном положении. В школе Саша выделялся прекрасным голосом и хорошим музыкальным слухом. Это привело его в церковный хор, за участие в котором он получал 3 рубля в месяц, что в то время было хорошим подспорьем для семьи.

После окончания школы Александр поступает в Ярославскую духовную семинарию. Окончив ее, сначала служит дьяконом, а затем — священником.

В 1930 году епархия направила Александра Васильевича священником в село Брейтово. Его семья, состоявшая из 6 человек, приехала на новое место зимой. Слышал от очевидца, что бдительные сотрудники ГПУ сразу же отобрали у приехавших почти все вещи, включая одежду, белье и постельные принадлежности; оставили лишь одни книги. Правда, перед этим один добрый человек, Владимир Рябов, порекомендовал им надеть верхнюю одежду и пальто — ведь не будут же раздевать совсем.

Семье пришлось спать на голом полу. Дети простудились и заболели. Медики Брейтовской больницы оказались «политически подкованными» и отказали им в помощи, потому что они — дети попа. Двое детей выжили, а двое умерли. Одному из умерших было три года, а другому — шесть. Похоронили детей около Брейтовской церкви, которая вскоре была закрыта и превращена в мастерскую МТС; и все могилы на бывшем церковном кладбище заездили, замяли. Теперь невозможно определить место погребения людей.

В 1932 году отец Александр становится настоятелем храма Михаила Архангела в Прозорове. Его семья переезжает в Прозорово. Поселяется здесь в церковной сторожке, не имея почти никакого имущества, кроме большого количества книг, в основном — дореволюционного издания. Через непродолжительное время семью священника из сторожки выселяют — потребовалось место стрелку из Волголага; а тот сжигает все временно оставленные книги.

За время проживания в Прозорове семье отца Александра пришлось сменить 13 квартир. Она все время жила в тяжелых материально-бытовых условиях. Старые люди, знавшие отца Александра, утверждают, что он был добропорядочным, культурным и выдержанным человеком. Его никогда не видели в нетрезвом виде, он являлся хорошим семьянином; разговаривал всегда спокойно, убедительно, без ругательств, не повышал голоса; его уважали не только в семье, но и все, кто шел к нему за советами и с просьбами. В поведении отца Александра ярко и искренне выражалась вера в Господа Бога, человеколюбие, скромность, честность, доброжелательность и трудолюбие. Он был противником зла.

Говорят, что мир не без добрых людей; и это верно. Но верно и то, что мир не без подлых людей. Люди последнего склада нашлись и в Прозорове. Они добровольно или по вербовке стали следить за каждым шагом и каждым словом священника и сообщать «куда следует». Причем, сообщали не только то, что было на самом деле, а еще с добавлением грязной клеветы политического содержания. Созывал священник в вечернее время на спевку участников церковного хора — доносили, что вел антисоветскую пропаганду и отрывал колхозников от работы, чтобы развалить колхозы. Приглашали отца Александра на дом для соборования или исповеди больного — доносили, что также вел антисоветскую пропаганду. Даже были учителя в школе, позволявшие себе поиздеваться на уроках над детьми священника.

В 1937 году, году нового расцвета большевистского террора, чекистская секира зависла над головой отца Александра. 26 октября 1937 года он был арестован, а 17 ноября 1937 года — расстрелян.

На плечи жены священника Анны Андреевны, небольшой и малосильной женщины, легла тяжелая ноша — содержание и воспитание четырех детей: Глафиры 13 лет, Игоря 6 лет, Олега 4 лет и Маргариты 1 года. Вся семья тяжело переживала за судьбу отца. Мать и старшая дочь хорошо знали, чем кончаются для священнослужителей аресты; а младшие дети спрашивали, где папа и скоро ли он придет домой. Семья осталась без жилища, без имущества, без хозяйства и долгое время не могла узнать об участи своего отца. Положение ее было критическим. Но в Прозорове нашлись добрые люди, оказавшие помощь.

В неоднократных беседах со мной Анна Андреевна (ныне покойная) назвала тех людей, которые оказывали помощь семье отца Александра и не дали ей погибнуть от голода — это Анна Каленкова, Михаил Мурашов, Прасковья и Евдокия Веселихины, Марфа Еина, Аграфена и Ольга Кудрявцевы, Прасковья Рябова, Анна Лебедева и некоторые другие.

Мог ли отец Александр избежать насильственной смерти от рук большевистской ЧК? По-видимому, такая возможность была. Остались же неликвидированными те священники, которые заблаговременно сложили свой сан. Конечно, их тоже подвергали притеснениям и репрессиям, но не убили.

Как рассказывала мне Анна Андреевна, родной брат отца Александра, коммунист, и другие родственники настаивали на его отказе от служения церкви. Но он был непреклонен в своих убеждениях, остался верен долгу священнослужителя.

Возражая своему брату, отец Александр говорил:

Неужели не видишь, что все строится на насилии и страхе; как оскверняют и уничтожают храмы, кладбища, священные места — величайшие духовные и материальные ценности, как ведутся гонения на духовенство и всех верующих; как прививается враждебность к религии с целью уничтожить ее; как поощряются доносы и клевета взрослых и даже детей па кого угодно, в том числе на родственников и даже родителей; как создается подозрительность ко всем, в тон числе и к ближним; как повсеместно ищут и находят вымышленных врагов народа, вредителей, шпионов и диверсантов и ими могут сделать кого угодно, кроме Сталина. Это развращает, деморализует и убивает душу народа, а в Священном Писании сказано, что людей, убивающих душу, бойтесь не меньше людей, убивающих тело. Не будет у нас духовенства — некому будет бороться за праведность и чистоту душ человеческих, некому будет учить народ добру и справедливости; и люди погрязнут в грехах, невежестве, потеряют совесть и трудолюбие, не станут любить и уважать ближнего; и общество будет сотрясаться от зла, страха, непримиримости. Религии существуют тысячи лет лишь потому, что проповедуют добро и утверждают любовь к человеку как наивысшему Божьему созданию. Это и заставляет меня до конца нести свой крест, не думая о последствиях.

И он нес его до конца, отвергнув все предъявленные ему палачами обвинения.

Не радостная была потом жизнь стукачей и лжесвидетелей на отца Александра, у них пошли неудачи и несчастья. И в этом, очевидно, есть какая-то закономерность бытия. Священное Писание гласит: какой мерой меряешь ты, такой отмерися и тебе. А в народе есть поверие: «Бог шельму метит». То есть признается, что существует в природе закон возмездия. Это, на мой взгляд, надо помнить тем, кто сотворил или хочет сотворить зло.

Семье же отца Александра пришлось пройти через многие превратности судьбы. И вышла она из них с честью и достоинством.

Анна Андреевна всегда заботилась о своих детях и помогала им изо всех сил, а они слушались матери и помогали ей и друг другу. Впоследствии мать стала всегда желанным и любимым человеком в семьях детей. Она прожила более 80 лет и умерла у старшей дочери в Кировограде.

Глафира училась в пединституте и одновременно работала. Окончила учебу на отлично и была рекомендована преподавателями института в аспирантуру. Но советская власть людям с таким «неудачным» происхождением, как у Глафиры, очень часто закрывала туда дорогу, и работала старшая дочь отца Александра преподавателем средних школ Прозорова, Москвы, Дальнего Востока и Кировограда. В последнем городе продолжительное время была директором средней школы.

Игорь все же сумел стать кандидатом экономических наук. Последние годы перед пенсией, как специалист по экономике, работал в министерстве сельского хозяйства Карелии. Олег, к превеликому сожалению, не дожив до 30 лет, погиб. Виноват в том несчастный случай. Маргарита, инженер-строитель, в последнее время работала одним из заместителей директора завода строительной индустрии.

Список расстрелянных в 1937, 1938, 1941 и 1942 годах брейтовцев, и тем более — за все годы советской власти, вряд ли является полным. Но, кроме расстрелов, при советской власти были и другие способы убийств: повешение, голод, холод, этап, пытки и истязания на допросах и т. д. По этим убийствам нет списков, да, наверное, никогда и не будет, потому что, скорее всего, документы были «своевременно» уничтожены или вовсе не заведены.

В Прозорове я появился в послевоенные годы и совершенно случайно узнал, что по политическим обвинениям арестованы и погибли в тюрьмах или лагерях жители Прозорова: Феодосия Гарасева, Иван Рябов, Василий Тугин, Семен Тугин; жители Иванцева: Степан Онаренков, Степан Паньшин; житель Холопова Василий Суриков; вернулся в предсмертном состоянии Василий Лемехов. Об этих людях, как жертвах политических репрессий, еще пока не было официального упоминания.

16 сентября 1959 года отец Александр был реабилитирован вследствие отсутствия состава преступления. Перед этим в Прозорово приезжал представитель комиссии по реабилитации жертв политических репрессий с целью выяснения обстоятельств ареста священника. Беседовал с некоторыми гражданами, а также допрашивал оставшихся в живых стукачей и лжесвидетелей. Те сначала отказывались от своих показаний, но, когда им были предъявлены их же доносы, признались: они все вымыслили. Один из них заявил: «Тогда было такое время, мы думали, что это необходимо».

Вечная память протоиерею отцу Александру! Пусть ему найдется достойное почетное место среди тех великих мучеников и подвижников, чьи тела уже давным-давно истлели в земле!

Г. Пискарев

Комментарии (всего 0)
Добавление комментария
показать другую картинку
Добавить комментарий


  • Город Молога и его историческое прошлое

    Город Молога и его историческое прошлое

    15 мая 2012 года [19:21]

    2184
    Уездный город Молога, находящийся в 114,5 верстах. от губернскаго своего города Ярославля, расположен в местности богатой водами, при слияния р. Мологи с Волгой
  • Первая в России ярмарка

    Первая в России ярмарка

    15 мая 2012 года [19:14]

    1748
    Место, где первоначально был торг, находилось на берегу р. Мологи, в 50 верстах. от устья, где некогда был Холопий городок, что ныне село Старое Холопье
  • Мологская ярмарка

    Мологская ярмарка

    14 мая 2012 года [20:26]

    4161
    Крупнейшая ярмарка верхнего Поволжья конца XIV — начала XVI веков
  • Звон

    Звон

    12 мая 2012 года [22:48]

    938
    Сегодня Петров день. Звонят колокола Михаила Архангела
Вы можете отправить свои статьи по истории Рыбинска нашим редакторам. Самые интересные будут опубликованы на портале.

Система Orphus